Рисуем дым с помощью графического планшета

 

Автор: Тимофей Трефилов

Довольно часто на просторах интернета можно встретить причудливые картинки из дыма. Скульптуры из дыма сделал широко известными немецкий художник Томас Хербрих. Он фотографирует дым и из полученных фотографий создает свои композиции. Из фотографий дыма также можно создавать кисти и шаблоны для последующего использования в своих задумках. А можно не раздражать пожарную инспекцию и, ничего не поджигая самим, рисовать дым средствами графических редакторов при помощи графических планшетов.

Прежде чем приступить к работе, оптимизируем наше рабочее пространство. Графический планшет Wacom Intuos4 L, который я использовал в этом уроке, достаточно велик и занимает немало места на рабочем столе, а ведь есть еще и клавиатура. Очень много времени экономится при использовании в работе Shortcut Keys (горячих клавиш). Но далеко не всегда есть возможность удобно расположить на столе перед монитором и клавиатуру, и планшет. Решение достаточно очевидно. Практически все современные модели графических планшетов Wacom имеют дополнительные программируемые клавиши — ExpressKeys, а серия Intuos4 еще и TouchRing, которое имеет четыре программируемых режима работы, а так же Radial Menu (довольно удобное меню, вызываемое ExpressKeys и имеющее возможность создавать подменю). ExpressKeys можно как настроить одинаково для работы со всеми приложениями, так и применить собственные параметры для каждой программы в отдельности.

 

По умолчанию клавиши и меню Intuos4 уже настроены на часто употребляемые команды, но, с учетом специфики работы в конкретном графическром редакторе, мы немного модифицируем эти настройки. Изменения, которые я внес в первую очередь: команды cmd/ctrl+T (трансформация) и shift+cmd/ctrl+N (создание нового слоя) назначены кнопкам ExpressKeys. А также я дополнил Radial Menu планшета командами, вызывающими настройки Curves (cmd/ctrl+M), Levels (cmd/ctrl+L), Hue/Saturation (cmd/ctrl+U), Fade (shift+cmd/ctrl+F).

Подменю Command я оставил без изменений.

 

Изменения не коснулись и настройки кольца TouchRing, которое позволяет управлять масштабом изображения (то есть почти совсем отказаться от использования инструмента Zoom), перемещаться между слоями, изменять размер кисти, а также поворачивать холст. Но, к сожалению, еще далеко не все приложения поддерживают эту функцию.

Для урока я использовал несколько фотографий, специально снятых в студии. Учиться дорисовывать дым на фотографиях мы будем постепенно усложняя задачу. Нарисуем дымок идущий из пальцев, как-будто из ствола пистолета после выстрела. На новом слое (тут-то нам и пригодились ExpressKeys с запрограммированным сочетанием shift+cmd/ctrl+N) с помощью инструмента Brush (кисточка) и настроек на панели Brashes нарисуем несколько штрихов пока еще отдаленно напоминающих дым.

 

При рисовании используем следующие настройки кисти: Shape dynamics (динамика формы) – отвечает за изменения диаметра кисти. В данном случае толщина кисточки была поставлена в зависимость от силы нажатия пером (Pen Pressure). Wet Edges – имитирует работу водными красками и создает штрих, более плотный по краям и полупрозрачный в центре. Smoothing – сглаживание. Теперь применим фильтр Wave (волна) из меню Filter/Distort/Wave.

 

Следует использовать приблизительно следующие параметры:

Number of Generators - 5;

Wavelength - 10/120;

Amplitude - 5/35;

Scale - 100%.

 

Используем кнопку Randomize для получения вариантов применения фильтра. Теперь ослабим действие фильтра с помощью уже запрограмированной в ExpressKeys команды Fade.

Попеременно повторим действия с применением фильтра Wave и ослабления Fade до достижения желаемого результата. Для придания дыму нужной формы может понадобится использование трансформаций или применение фильтра Liquify. В итоге у меня получилось следующее.

 За довольно сложную комбинацию из колец дыма, выпущенных изо рта, даже обещана внушительная премия. Попробуем и мы попускать их, но используем не рот, а графический планшет Wacom. Опять же, на новом слое, но уже на другом изображении и уже известным способом нарисуем несколько колец.

Также как и ранее, мы многократно попеременно применим к этому слою фильтр Wave и команду Fade, но для достижения наилучшего результата в промежутках между применением фильтра будем слегка размывать инструментом Blur некоторые детали дымных колец. В первую очередь, для придания перспективы, – внутреннюю (в данном случае, верхнюю) часть обода кольца. Кроме того, я применил эффект слоя Bevel and Emboss, придавший должный объем этим кольцам.

Результат:

При необходимости получения более сложных рисунков из дыма могут понадобится и другие доступные нам в графических редакторах инструменты. Попробуем нарисовать рыбку. В новом документе с черным фоном нарисуем рыбку.

Снова используем фильтр Wave и команду Fade.p>

Но так как фильтр довольно сильно искажает первоначальный рисунок, то периодически необходимо подправлять его с помощью инструмента Smudge. Этим же инструментом можно дорисовать детали, которых ранее не было. Так же, как и в случае с другими инструментами рисования и ретуши, не лишним будет использование настроек инструмента, поставленных в зависимость от нажима пера.

Перенесем получившуюся картинку на фотографию с радостно-мечтательным лицом.

 

ExpressKeys, TouchRing, Radial Menu планшета

Теперь пропустим дым сквозь уши. В новом файле с черным фоном создадим новый слой и нарисуем в нем спираль. Сразу ослабим внутреннюю видимую часть спирали с помощью инструмента Eraser (ластик). Кстати, ластик есть на обратной стороне пера Wacom. Он чувствителен к силе нажима так же, как и наконечник пера, и «включается» простым переворотом пера (выбирать «Eraser» в панели инструментов Photoshop для этого не нужно). При этом очень удобно использовать настройку Opacity (непрозрачность).

 

Теперь применим уже традиционные фильтр Wave и команду Fade.

Для более четкого изображения может понадобится еще один слой с исходным рисунком, наложенным на измененное фильтром изображение с использованием прозрачности слоя.

Снова может понадобится помощь инструмента Eraser. Переносим получившееся изображение на фотографию с девушкой.

Ко всем изображениям я применял тонирование, используя диалог Black and White из меню Image/Adjustments/Black and White с настройками, как на следующей иллюстрации, и предварительно склеивал все слои.

Пришло время научиться делать изображение из дыма, используя в качестве исходника фотографию. В данном случае это будет фотография мужского кулака, предварительно переведенная в черно-белое изображение.

Для достижения необходимого результата нам понадобится несколько копий слоя, полученного из выделения, сделанного из общего RGB-канала или Grayscale-канала, если изображение имело соответствующую цветовую модель.

Удерживаем ctrl/cmd и кликаем на пиктограмму канала. Используя полученное выделение, копируем (Cut) только светлые части кулака и вставляем их в новый слой (Paste). Обе команды имеются в нашем подменю Command в Radial Menu.

Из этого слоя нам предстоит получить несколько дубликатов. После этого один из слоев преобразуем, используя фильтр Wave и команду Fade.

Другой слой размоем фильтром Gaussian Blur из меню Filter/Blur/Gaussian Blur.

 

К третьему слою необходимо применить фильтр Glowing Edges. Путь к фильтру: Filter/Stylize/Glowing Edges.

 

 

Также нам понадобится неизмененный слой со светлыми участками кулака. Комбинируем эти слои, используя различную степень прозрачности слоев и режимы смешивания слоев (в первую очередь Soft Light). Склеив задействованные в этом изображении слои, переносим получившийся слой в финальную картинку и подгоняем по масштабу. Скорее всего, понадобится слегка дорисовать некоторые детали и приглушить слишком резкие участки. И здесь нам снова придет на помощь графический планшет и инструменты рисования и ретуши, которые гораздо удобней использовать, если настройки размера и степени прозрачности ставить в зависимость от нажима пера.

На том, как дорисовать недостающие части дыма я уже не буду останавливаться подробно. Надеюсь, из выше описанных примеров все достаточно ясно. Поэтому только приведу полученный мной результат.

 

Остались последние штрихи. Дым всегда имеет какой-нибудь оттенок и редко бывает чисто белым. В данном случае для тонирования дыма я буду использовать новый слой, на котором я рисовал разными цветами пятна, повторяющие общий силуэт кулака из дыма.

После этого я наложил его в режиме смешивания слоев Color на финальное изображение.

Таким образом, иногда бывает проще нарисовать некоторые элементы изображения при помощи графического планшета, чем использовать дополнительные фотографические изображения в качестве исходного материла для этих элементов. Мне же остается лишь пожелать вам успехов в ваших творческих экспериментах.

Вернуться к списку