Учимся рисовать мультфильмы!

 

Старые добрые мультфильмы всегда приносили и по-прежнему приносят радость в нашу жизнь. Они завораживают пестротой красок и динамичностью движений.  А сколько полюбившихся героев  подарил зрителю  увлекательный  мир мультфильмов!

Но мало кто задумывается, какой колоссальный  труд  стоит за созданием мультфильма. И что до использования компьютеров на создание полнометражного анимационного фильма продолжительностью 40 минут уходило полтора года.

С применением новых технологий процесс создания мультипликационных фильмов ускорился  в разы. Сегодня наличие на рынке множества несложных пользовательских программ позволяет создавать мультфильмы даже дома.

Давайте окунемся в этот удивительный и безграничный мир мультипликации и немного побудем в роли мультипликатора. Поможет нам в этом графический планшет Bamboo Fun Pen&Touch A5 и программа Bamboo Dock.

В этом уроке мы рассмотрим 2 принципа анимирования. Для работы нам понадобится приложение Animator.

Первый принцип основан на дублировании нарисованных кадров с изменением (перерисовкой)  тех фрагментов, которые двигаются. Приступим!

Для начала устанавливаем программу Bamboo Dock.

Открываем ее и жмем на зеленый плюс  в верхнем правом углу окна. Выбираем в списке приложение  Animator

и, нажав кнопку «Install», устанавливаем. После чего в главном окне появляется дополнительная иконка с приложением  Animator. Это приложение бесплатное и  поставляется со всеми планшетами Bamboo. С его помощью можно создавать собственные  мультфильмы без дополнительных затрат на приобретение лицензионных  профессиональных программ.

Открываем приложение,  видим рабочую область для рисования и ниже - инструменты для рисования: ластик, карандаш, ручка, фломастер и кисть. Выбираем инструмент кисть

Появляется цветная клякса (выбор цвета) и ползунок (изменение размера кисти).  Определившись с цветом и размером кисти, начинаем рисовать фон для своего фильма. Для контура лучше устанавливать ползунок почти на минимум, а для прокраски больших площадей – на максимум.  Благодаря перу  графического  планшета графического планшета Bamboo Fun Pen&Touch A5, которая поддерживает нажим руки, толщина линии меняется от степени нажатия.

Чтобы мазки были не плотными, а с прозрачностью, необходимо использовать фломастер («Felt tip pen»). Так же, как и с кистью, выбираем нужный цвет и размер.

При накладывании штрихов в несколько слоев и цветов можно добиться эффекта растушевки. В данном случае, для неба мы используем голубой и белый цвета.

После того, как наш рисунок для фона готов, переходим во вкладку Backgrounds в нижней части рабочего окна. Далее жмем на кнопочку Use the current drowing,  чтоб использовать наш рисунок как фон.

Можно, конечно, взять уже готовые фона, либо подгрузить любое фото, или картинку с компьютера. Но полностью нарисованный мультфильм выглядит гораздо интереснее.

После выбора фона возвращаемся  во вкладку с инструментами Tools. Начнем рисовать своего персонажа. Пусть это будет девочка. После того, как персонаж нарисован приступаем непосредственно к мультиплицированию кадров.  Дублируем нарисованный  кадр. Для этого жмем кнопку «Х2» в правой части рабочего окна.

В результате имеем два одинаковых кадра с девочкой. Если нужно убрать лишний кадр, тогда жмем на иконку с мусорной корзиной. Для того, чтобы посмотреть несколько кадров одновременно, нужно перейти во вкладку Frames. Здесь можно переключатся на нужный вам кадр, чтоб избежать перелистывания по одному. Увеличивая количество одинаковых кадров, мы создаем паузу, статику персонажа. Следует помнить о хронометраже (длительности ролика) и частоте кадров.  Важно примерно знать, сколько всего будет длиться то, или иное действие и будущий мультфильм в целом. Необходимо определить частоту кадров, проигрываемых в секунду. В анимационных фильмах, предназначенных для проката, она составляет 24 кадра; в нашем случае достаточно 12.  Пример:  персонаж в кадре стоит, потом поворачивает голову и делает пару шагов. Для этого мы используем статику (примерно 8 кадров), потом движение головы (6 кадров) и походка (14 кадров). Всего выходит 29 кадров. Делим это число на 12 (частота кадров в секунду) и получаем 2 секунды и 1 кадр. Таким образом, мы можем контролировать хронометраж мультфильма, уменьшая, или добавляя нужное количество кадров.

Вернемся к нашему мультфильму. Дублируем первый кадр 7 раз и переходим во вкладку Playback. Перемещая ползунок,  меняем частоту кадров на 12.

Возвращаемся к вкладке с инструментами и продолжаем анимировать. По нашему замыслу, девочка моргает.  Переходим на предпоследний кадр и стираем глазки.  Взамен рисуем закрытые.

Переключая последний и предпоследний кадры, видим, как девочка закрывает и открывает глазки.  Далее дублируем кадр еще раз и начинаем двигать голову, руку, любую другую часть тела или одежды, меняя их положение с каждым последующим кадром. Сначала лучше рисовать основные положения анимируемых частей, а потом создавать между ними промежуточные кадры - фазы. Для этого нам понадобятся режим калек. Справа от инструментов расположены две кнопки. Нажимаем левую  кнопку, чтоб видеть предыдущий кадр, и правую, чтоб видеть следующий.  В результате мы видим текущий кадр  такой же, как предыдущий) и последующий. Стираем в текущем кадре часть, которая должна измениться (в данном случае это рука)  и рисуем среднюю фазу движения.

Таким образом мы рисуем промежуточные кадры между ключевыми, чтоб движение было более медленным  и плавным. Для стирания удобно использовать ластик на обратном конце электронного пера.  Это сэкономит время на переключение инструментов в рабочем окне. Ластик работает в данном приложении по умолчанию, без дополнительных настроек пера.

Во время рисования новых кадров следует периодически просматривать движение во вкладке Playback посредством проигрывания и остановки ролика.  Здесь же превращаем готовый  фильм или его фрагмент в видеоролик нажатием на кнопку «Save»в верхней части рабочего окна. Пара секунд, и наш мультфильм готов! Это может быть не фильм, а,  к примеру,  анимированная открытка, которой можно порадовать своих друзей.

Рассмотрим второй принцип анимирования в приложении Animator. Немного ознакомившись с работой в данной программе и освоив ее инструменты,  можно приступить к более сложной, покадровой анимации. Возможно, в вас скрыт талант мультипликатора и все под вашим пером будет «оживать» на глазах.  Для  начала не берите слишком сложных объектов для анимирования. Начните с чего-то простого, без деталей и сложных форм: мячик, воздушный шарик, змейка, рыбка и т.п. Перед тем, как приступать к анимации, продумайте, как именно и в каком направлении будет двигаться ваш объект. Прорисуйте траекторию его движения и сделайте это изображение временным фоном (как это сделать, мы рассматривали выше).

Важно помнить, что траектория движения должна идти по дуге, то есть  без  ломаных линий. При создании плавной  линии траектории очень поможет электронное перо. Потому  как выведение мышкой столь  аккуратной дуги займет довольно много времени, а в результате выглядеть эта дуга буде хуже. Имея набросок движения анимируемого объекта (в нашем примере это кит), приступаем к рисованию первого кадра.

После того, как рисунок готов, вместо дублирования создаем новый пустой кадр нажатием на плюс, который находится в правой части рабочего окна. Включаем режим калек, чтоб видеть предыдущий рисунок и рисуем нашего кита, но уже смещенного дальше, ориентируясь на разметку  ключевых моментов его движения.

Продолжаем создавать новые кадры до конца всего ролика.  Этот процесс довольно трудоемкий и длительный, но результат того стоит. После того, как основные моменты движения объекта нарисованы, приступаем к отрисовке фазовых кадров между ними.  Для этого опять-таки используем режим калек.  Помните: чем меньше мы сдвигаем анимируемый объект с каждым последующим кадром, тем  движение будет медленнее, и наоборот, чем  больше будет смещение объекта, тем быстрее он продвинется. Можно варьировать скорость движения объекта, добиваясь то ускорения, то замедления. Не забываем периодически проверять получившуюся анимацию во вкладке проигрывания. После того, как анимационный ролик готов, сохраняем его и начинаем собой гордиться. Вы прочувствовали на практике, что такое рисовать кадр за кадром много-много раз для того, чтоб в итоге получился хотя бы коротенький  мультфильм.

Теперь самое время для вашего творчества. Удачи в создании мультипликации!

Автор: Евгения Киракосян. Профессиональный художник-мультипликатор, илюстратор и просто большой любитель творчества во всех его проявлениях.  Главный художник на продакш-студии "НАТЕ!" . ВО - кафедра дизайна, специалист по "Фото-видео дизайну. Закончила курсы мультипликаторов. Активно развивается в направлении режиссуры и постановки анимационного кино.

Сайт автора: https://sites.google.com/site/evgeniakirakosian/